Звезда мирового балета Сергей Полунин в рамках кампании Project Polunin открыл собственную студию в Белграде.
Сергею Полунину 28, он свободен, независим и наконец-то никому ничего не должен – после пяти лет «рабства», как он это называет, в лондонском Королевском балете.
На мой вопрос «А где вы вообще живете?» Полунин философски отвечает: «Нигде». И добавляет, мол, где есть работа – там и дом. Чемодан всегда наготове. Полунин, который в 13 лет уехал из Киева в Лондон учиться балету, в 17 стал самым молодым в истории лондонского Королевского балета премьером, а в 22 бросил театр со скандалом, о котором трубили The Guardian и британский Vogue, – авантюрист, немножко хулиган и любитель приключений, поэтому теперешняя его жизнь с собранным чемоданом – просто воплощение мечты.
Сейчас чаще обычного чемодан Полунина оказывается в Белграде. В столице Сербии он чекинится чаще, чем в Мюнхене, где в качестве приглашенной звезды танцует в Баварской опере, и Лондоне, где находтся центр его Project Polunin. Украинскому Vogue Сергей впервые подробно рассказывает о своих делах в Белграде.
Несколько лет назад известный театральный режиссер Любиш Ристич открыл в Белграде на территории бывшего сахарного завода театр. В народе его так и называют – Sugar Factory: половина здания до сих пор не отремонтирована – то тут, то там встречаются рабочие станки и трубы; вторая половина – вполне современные залы, где артисты со всего мира показывают спектакли и перформансы, чаще всего – экспериментальные. Официально театр называют KPGT theatre.
«Ристич как-то пригласил меня в Белград посмотреть на театр. И я подумал, что было бы здорово иметь здесь рабочее место, куда можно приезжать, репетировать, создавать», – объясняет Сергей. Сказано – сделано: теперь у Полунина есть своя студия в KPGT theatre. Там Сергей репетирует вместе с артистами, которых он задействует в Project Polunin, – например, именно в Белграде был создан его новый балет Satori, премьера которого состоялась в декабре 2017 года в Лондоне.
В Сербии, с ее неспокойным прошлым и нестабильным настоящим (у государства сейчас очередной виток конфликта с Косово), авантюристу Полунину комфортно. «Что мне в Сербии нравится – безвизовый режим для всех стран. Сюда на репетиции могут съезжаться артисты со всего мира: Украина, Россия, Америка, Англия. Не нужно дополнительных документов. Мы можем встречаться и репетировать в любое время». О визах Полунин, который, кажется, хронически не терпит никаких рамок, говорит неслучайно: за 15 лет в Лондоне он так и не обзавелся британским паспортом, а продлевать каждый раз рабочую визу, даже будучи звездой первых полос The Guardian, было не всегда просто.
Теперь у Project Polunin два «дома»: в Лондоне решаются деловые и административные вопросы, в Белграде – место творчеству и экспериментам. Со временем Сергей в рамках KPGT theatre мечтает создать полноценную танцевальную студию, где будет учить балету детей со всего мира. О том, как это делать нужно, а как нет, Полунин знает больше других: с четырех лет в родном Херсоне он занимался спортивной гимнастикой, а с восьми – балетом. Сергей, например, точно знает, что не нужно критиковать. «Когда я пришел в балет, по меркам этого искусства я был толстым, потому что до этого занимался спортивной гимнастикой. Меня называли толстым, сажали на диету. Мама запрещала сладости». В документальном фильме о Сергее «Танцовщик», премьера которого прошла в Украине при поддержке Vogue UA в прошлом году, есть трогательный момент. Полунину лет пять, он выиграл очередные соревнования по спортивной гимнастике и стоит на пьедестале. В качестве приза ему вручают здоровенную бутылку кока-колы – в 1994 году в Херсоне это была редкость, иностранная новинка. Ребенок счастлив – но сахар ему нельзя.
Полунин любит детей. Возможно, именно поэтому среди звезд его спектакля Satori – а там танцуют солисты Баварской оперы, Королевского балета Лондона, Английского национального балета, есть симпатичный темноволосый мальчик. Это Джордже Каленич, ученик Сербской наицональной танцевальной школы. Он танцует в третьей части постановки вместе с Полуниным, а саму концепцию этого отрывка Сергей описывает как «поиск себя» и «путь к себе».
Хочет ли Полунин своим Project Polunin создать конкуренцию большим театрам? Говорит, нет. «Я просто хочу, чтобы у артистов была возможность пробовать разное». За три премьерных дня в Лондоне его балет Satori посетило почти 14 тысяч человек. Достать билеты было невозможно, но критика оказалась строга: пишут, что Полунин в Satori упивается собой. Я спрашиваю, читает ли Сергей рецензии, но и здесь философски настроенного артиста не прошибить. «Я поставил Satori, чтобы сделать что-то красивое и позитивное. Я как артист хочу дарить красоту – остальное меня мало волнует. И вообще, я иногда думаю, что рецензии – это скорее зло, чем добро».
Наивность этой фразы сначала смущает. Но потом становится ясно, что Полунин – он такой: простой, человечный, прямолинейный, делящий мир на добро и зло. И Satori в буддизме означает «просветление» – Сергей говорит, что увлекся книгами о Тибете и ищет ответы в них.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Łukasz Pukowiec
Стиль: Alice Lefons
Прически: Aleksandra Lisinac-Rumenic
Макияж: Aleksandra Lisinac-Rumenic
Ретушь: Paul Drozdowski
Ассистент фотографа: SOLO Szymon Goslawski
Ассистент стилиста: Eva Stakaitè
Ассистент визажиста: Anita Lisinac
Модели: Sergei Polunin, Djordje Kalenic
Локация: KPGT theatre